Новости

Морские суда — одни из главных источников пластиковых отходов?

06.11.2019

Пластмассовый мусор загрязняет окружающую среду, разлагается в течение сотни лет, наносит серьезный вред растительному и животному миру. Птицы, морские обитатели нередко становятся жертвами отходов, принимая фрагменты пластика за пищу или запутываясь в них. Мы привыкли к тому, что на свалки отходы попадают обычно по сухопутным маршрутам, но недавнее исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, рассказало читателям о не столь очевидном источнике морского загрязнения.

Сейчас 40% от общего объема всех пластиковых изделий производится с целью одноразового использования. Различные упаковки товаров, которые почти сразу выкидываются, бутылки из-под газировки, одноразовая посуда и прочее. Стремительный рост производства пластиковых изделий опередил текущие возможности человечества по их утилизации. Особенно это касается азиатских стран с растущей экономикой, где рост производства пластика достиг небывалых масштабов, однако текущие технологии и системы организации сбора и утилизации мусора недостаточно развиты или отсутствуют вовсе.

Морские суда - одни из главных источников пластиковых отходов?

Согласно исследованию, мы должны «благодарить» наших азиатских «друзей» из Китая, Индонезии, Филиппин и Вьетнама за их весомый «вклад» в снабжении мирового океана пластиковыми отходами. Ведь именно половина всего смытого в океан пластика оказалось там благодаря этим странам. Пока европейская часть мира активно борется с пластиком, вводя новые законы, ограничивая производство, вырабатывая новые способы сбора и ликвидации отходов, азиатская часть делает все наоборот.

Теперь касаемо самого исследования. Авторы посетили крошечный остров Хендерсон, находящийся посередине между Аргентиной и Южной Африкой. На этом острове уже в третий раз были собраны тысячи кусков отходов пластика: первый раз в 1984 г., потом в 2009 г., и опять в 2018 г.

Морские суда - одни из главных источников пластиковых отходов?

В далеком 1984 г. результаты забора мусора показали, что почти вся маркировка на отходах указывала на Южную Америку, находящуюся примерно в 3 тысячах километрах к западу от острова. Однако последний забор, сделанный в 2018 г. показал, что как минимум три четверти мусора в основном происходили из Китая.

Однако это не означает, что мусор самостоятельно приплыл от далеких берегов Китая. Исследователи установили, что большинство пластиковых бутылок были с плотно завинченными крышками, что обычно принято на борту судов. Путем несложных логических рассуждений легко догадаться, что именно торговые и рыболовецкие китайские суда, чье количество в Тихом океане значительно возросло в последние годы, являются главными источниками пластиковых отходов.

Однако одной из самых недооцененных причин загрязнений океана является рыболовная отрасль: половина большого тихоокеанского мусорного пятна состоит из рыболовных сетей, веревок, ящиков, поплавков, бочек и прочими вещами, которые так или иначе связаны с рыболовецкими суднами. Рыбаки, выбрасывая за борт отходы, чаще всего не понимают, что они позже вылавливают ту самую рыбу, которая с большой вероятностью употребляла в пищу ранее выкинутый мусор.

Морские суда - одни из главных источников пластиковых отходов?

Вместо того, чтобы складировать мусор на борту судов, а по приплытию к суше его утилизировать, экипажи предпочитают их просто выбрасывать за борт. Казалось бы, сколько там того мусора? Но если вспомнить размеры китайского торгового флота (суммарный дедвейт — 65 миллионов тонн), то несложно представить количество отходов, которые ежедневно попадают в океан.